Задание на сегодня выглядело следующим образом:
Предлагаем вам 2 задачи. Одна из них является проектной задачей. Проанализируйте обе задачи по предложенным четырем параметрам (параметры находятся в моей таблице).
Задача 1
В городе Дарвина в Австралии среднегодовая температура +30 градусов Цельсия. Какие виды пингвинов могут жить в зоопарке этого города? Данные о месте обитания 4 видов пингвинов и среднегодовой температуре этих мест представлены в таблице.
Виды пингвинов
|
Место обитания
|
Среднегодовая температура
|
Императорский пингвин
|
Антарктида
|
-30
|
Королевский пингвин
|
Субантарктика
|
-25
|
Очковый пингвин
|
Южное побережье Африки
|
+25
|
Галапагосский пингвин
|
Галапагосские острова
|
+35
|
Задача 2
Зоопарк города Дарвина в Австралии собирается закупить четыре вида пингвинов: императорского, королевского, очкового и галапагосского. Но прежде чем совершить такую дорогостоящую покупку, необходимо изучить оценить - смогут ли эти пингвины жить в Австралии. Составьте рекомендации зоопарку по покупке пингвинов.
Для сравнения задач построила скромную табличку и заполнила её своими соображениями:
Параметры
|
1 задача
|
2 задача
|
Основной предмет, связанные предметы
|
окружающий мир или математика
|
окружающий мир, математика, русский язык
|
Педагогическая задача
|
Вопрос «какие виды» ориентирует на достаточно быстрый однозначный
ответ.
|
Задание сформулировано рядом глаголов «изучить», «оценить», «составить»
(рекомендации), результат такой работы может разным, дискуссионным.
|
Как сформулировано условие задачи для учащихся
|
Условие задачи сформулировано ясно и понятно, но выглядит достаточно
отстранённо. Таблица сложна для восприятия.
|
Условие задачи напоминает незаконченный рассказ, исследовательское
приключение, что соответственно заинтересовывает и мотивирует на поиск
решения. Данные можно назвать своего рода инфографикой, что конечно же
улучшает восприятие информации.
|
Соответствие структуре:
|
1 задача
|
2 задача
|
описание ситуации, содержащей проблему
|
Проблема, на мой взгляд, младшему школьнику будет не видна, т.к.
условие задачи построено на фактах, которые нужно сравнить и получить ответ.
|
Проблема в задаче очевидна: зоопарк-пингвины-покупка дорогостоящая-как
быть. Ответ неясен.
|
в описанной ситуации скрыта формулировка цели деятельности
|
В ситуации этой задачи вообще неясна деятельность, цель деятельности
сложна (очень скрыта) для младшего школьника.
|
Цель деятельности достаточно ясна: нужно составить рекомендации
зоопарку, чтобы тот определился в выборе пингвинов.
|
задание (или несколько заданий)
|
Задания скрыты, т.к. условие – факт, а вопрос составлен с ориентацией
на конкретный ответ – какие виды.
|
Снова же задания сформулированы в глаголах (см. педзадача).
|
описание конечного «продукта» (если заданий несколько, то должно быть
несколько промежуточных продуктов и один итоговый)
|
В этой задаче нет ориентации на продукт.
|
Определён конкретный социально значимый продукт – рекомендации.
|
решение задачи направлено на создание «продукта»/
"продуктов"
|
-
|
+
|
итоговый продукт презентуется и оценивается публично
|
-
|
-
|
Отыскать проектную задачу оказалось несложно - это задача 2, которая выгодно отличается по всем параметрам для сравнения.
Далее предложено "Ответьте на вопрос: Как решение проектных задач учит школьников действовать в нестандартной ситуации? Свой ответ обоснуйте."
Свой ответ на этот вопрос начну с предъявления определения (цит. из И.А. Чумакова Проектная задача как способ формирования универсальных учебных действий младших школьников: учебно-методическое пособие для учителя. – Глазов, 2012, с.8):
Проектная задача – это задача, которая в квазиреальной, квазимодельной ситуациях использует те общие способы, средства действия, которые дети формулируют в рамках учебных задач. То есть это перенос общих способов, средств действия в квазиреальную модельную ситуацию, где мы можем увидеть, как дети действуют в малых группах в нестандартной ситуации.
Жирным выделено главное. Этого достаточно для ответа, т.е. проектная задача, используемая в учебной деятельности, содержит те общие способы деятельности "нестандартной ситуации", которые мы формируем утже в учебной деятельности в "квазиреальной модельной ситуации", которую создаёт условие задачи.
Вообще меня зацепило в вопросе словосочетание "нестандартная ситуация". Что это такое? А что значит "стандартная ситуация"? Поразмышляю об этом, потому что на мой взгляд, это важно для ответа на вопрос.
В задаче 1 (вернёмся к пингвинам) содержится "стандартная ситуация", ограниченная условием задачи и требующая ответа "какие виды пингвинов могут жить в зоопарке этого города". Эта задача требует умственного напряжения маленького ученика. Из своей практики могу сказать, что оперативно напрячь тот самый ум и выдать развёрнутый ответ, как хотелось бы, под силу не большинству. А так бы хотелось именно этого... Так вот задача 2, именуемая проектной, похоже, даёт нам шанс это со-творить (вместе). Где же задача 2 содержит намёк на "нестандартную ситуацию"?... Нестандартность ситуации проявляется в способах действия, которые подразумевает выполнение задачи. Нестандарность - это стандартная жизнь) Парадокс! Это не значит, что когда-нибудь человеку придётся составлять рекомендации для австралийского зоопарка (хотя и это не исключено). Но! Возможно уже завтра ему нужно будет решить, какой игрушечный трактор купить в магазине) Проектные задачи в школе дают возможность ребёнку осознанно и критически принимать решения в своей жизни и дают надежду нам, учителям, что подрастающее поколение готово к жизни в "нестандартных" (по школьному определению) "стандартных" (по жизненному определению) ситуациях...
Комментариев нет:
Отправить комментарий