понедельник, 27 октября 2014 г.

Как я искала проектную задачу (или Итоговое задание модуля 1)

Задание на сегодня выглядело следующим образом:
Предлагаем вам 2 задачи. Одна из них является проектной задачей. Проанализируйте обе задачи по предложенным четырем параметрам (параметры находятся в моей таблице).
Задача 1
В городе Дарвина в Австралии среднегодовая температура +30 градусов Цельсия. Какие виды пингвинов могут жить в зоопарке этого города? Данные о месте обитания 4 видов пингвинов и среднегодовой температуре этих мест представлены в таблице.    
Виды пингвинов 
Место обитания
Среднегодовая температура 
Императорский пингвин
Антарктида
-30
Королевский пингвин
Субантарктика
-25
Очковый пингвин
Южное побережье Африки
+25
Галапагосский пингвин
Галапагосские острова
+35
Задача 2
Зоопарк города Дарвина в Австралии собирается закупить четыре вида пингвинов: императорского, королевского, очкового и галапагосского. Но прежде чем совершить такую дорогостоящую покупку, необходимо изучить оценить - смогут ли эти пингвины жить в Австралии. Составьте рекомендации зоопарку по покупке пингвинов.
 
Для сравнения задач построила скромную табличку и заполнила её своими соображениями:
Параметры
1 задача
2 задача
Основной предмет, связанные предметы 
окружающий мир или математика
окружающий мир, математика, русский язык
Педагогическая задача
Вопрос «какие виды» ориентирует на достаточно быстрый однозначный ответ.
Задание сформулировано рядом глаголов «изучить», «оценить», «составить» (рекомендации), результат такой работы может разным, дискуссионным.
Как сформулировано условие задачи для учащихся
Условие задачи сформулировано ясно и понятно, но выглядит достаточно отстранённо. Таблица сложна для восприятия.
Условие задачи напоминает незаконченный рассказ, исследовательское приключение, что соответственно заинтересовывает и мотивирует на поиск решения. Данные можно назвать своего рода инфографикой, что конечно же улучшает восприятие информации.
Соответствие структуре: 
1 задача
2 задача
описание ситуации, содержащей проблему
Проблема, на мой взгляд, младшему школьнику будет не видна, т.к. условие задачи построено на фактах, которые нужно сравнить и получить ответ.
Проблема в задаче очевидна: зоопарк-пингвины-покупка дорогостоящая-как быть. Ответ неясен.
в описанной ситуации скрыта формулировка цели деятельности
В ситуации этой задачи вообще неясна деятельность, цель деятельности сложна (очень скрыта) для младшего школьника.
Цель деятельности достаточно ясна: нужно составить рекомендации зоопарку, чтобы тот определился в выборе пингвинов.
задание (или несколько заданий)
Задания скрыты, т.к. условие – факт, а вопрос составлен с ориентацией на конкретный ответ – какие виды.
Снова же задания сформулированы в глаголах (см. педзадача).
описание конечного «продукта» (если заданий несколько, то должно быть несколько промежуточных продуктов и один итоговый)
В этой задаче нет ориентации на продукт.
Определён конкретный социально значимый продукт – рекомендации.
решение задачи направлено на создание «продукта»/ "продуктов"
-
+
итоговый продукт презентуется и оценивается публично
-
-

Отыскать проектную задачу оказалось несложно - это задача 2, которая выгодно отличается по всем параметрам для сравнения.

Далее предложено "Ответьте на вопрос: Как решение проектных задач учит школьников действовать в нестандартной ситуации? Свой ответ обоснуйте."

Свой ответ на этот вопрос начну с предъявления определения (цит. из И.А. Чумакова Проектная задача как способ формирования универсальных учебных действий младших школьников: учебно-методическое пособие для учителя. – Глазов, 2012, с.8): (Ссылки на внешний сайт.)

Проектная задача – это задача, которая в квазиреальной, квазимодельной ситуациях использует те общие способы, средства действия, которые дети формулируют в рамках учебных задач. То есть это перенос общих способов, средств действия в квазиреальную модельную ситуацию, где мы можем увидеть, как дети действуют в малых группах в нестандартной ситуации.

Жирным выделено главное. Этого достаточно для ответа, т.е. проектная задача, используемая в учебной деятельности, содержит те общие способы деятельности "нестандартной ситуации", которые мы формируем утже в учебной деятельности в "квазиреальной модельной ситуации", которую создаёт условие задачи.

Вообще меня зацепило в вопросе словосочетание "нестандартная ситуация". Что это такое? А что значит "стандартная ситуация"? Поразмышляю об этом, потому что на мой взгляд, это важно для ответа на вопрос.

В задаче 1 (вернёмся к пингвинам) содержится "стандартная ситуация", ограниченная условием задачи и требующая ответа "какие виды пингвинов могут жить в зоопарке этого города". Эта задача требует умственного напряжения маленького ученика. Из своей практики могу сказать, что оперативно напрячь тот самый ум и выдать развёрнутый ответ, как хотелось бы, под силу не большинству. А так бы хотелось именно этого... Так вот задача 2, именуемая проектной, похоже, даёт нам шанс это со-творить (вместе). Где же задача 2 содержит намёк на  "нестандартную ситуацию"?... Нестандартность ситуации проявляется в способах действия, которые подразумевает выполнение задачи. Нестандарность - это стандартная жизнь) Парадокс! Это не значит, что когда-нибудь человеку придётся составлять рекомендации для австралийского зоопарка (хотя и это не исключено). Но! Возможно уже завтра ему нужно будет решить, какой игрушечный трактор купить в магазине) Проектные задачи в школе дают возможность ребёнку осознанно и критически принимать решения в своей жизни и дают надежду нам, учителям, что подрастающее поколение готово к жизни в "нестандартных" (по школьному определению) "стандартных" (по жизненному определению) ситуациях...

Комментариев нет:

Отправить комментарий